Школа Раджа-йоги
г. Йошкар-Ола 8 (8362) 96-78-45

Законы Ману

Наиболее известным сборником религиозно-нравственных, правовых предписаний и правил – дхарм (дхармашастры) являются Законы Ману (manavadharma sastra), определяющих поведение в частной и собственной жизни в соответствии с господствовавшими в обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма.

Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Из такого названия, очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества.

Составление Законов Ману датируется периодом с II в. до н. э. по II в. н. э. (точное время до сих пор не установлено). Дхармашастры создавались шастринами – брахманами, хранившими религиозную традицию. Содержали они традиционные предписания на все случаи жизни для разных варн, нарушение которых вело к религиозной и социальной деградации в этом и потустороннем мире. Со временем в дхармашастры стали включать правовые предписания.

Книга Законов Ману является одной из самых почитаемых в индуизме дхармашастр (правовых кодификаций). В понимании индийцев, это не просто правовой кодекс, а Книга Закона – руководство к религиозному и гражданскому быту человека. Кроме правовых норм, в ней много религиозных и нравственных предписаний, отразивших миросозерцание древних индийцев. Предание приписывает Законам Ману божественное происхождение, относя их ко времени мифического Ману – родоначальника арийцев

Законы Ману состоят из 12 глав и 2 685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Правовые нормы в Законах Ману содержатся в основном в VIII и IX главах. Если в древних дхармашастрах (т. н. дхармасутрах) рассматривались в основном деликты-преступления против личности, то в более поздних – все больше внимания стало уделяться договорным и имущественным отношениям.

Главное в Законах Ману – закрепление существующего варнового устройства.

I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;

II — правила жизни в период обучения;

III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина;

V — некоторые религиозные нормы;

VI — правила жизни отшельника;

VII — наставления об обязанностях  царя и управлении государством;

VIII — наставления о судопроизводстве  и юридической практике;

IX-X - посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;

XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни. 

Происхождение четырёх варн: брахманов- священнослужителей, кшатриев- правителей и воинов, вайшьев- земледельцев и ремесленников, шудр- слуг, призванных обслуживать три высшие варны «со смирением»., в полном их понимании описывается в первой главе.

31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бёдер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

87. А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия.

88. Обучение, изучение [Веды], жертвоприношение для себя и жертвоприношения для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов.

89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.

90. Пастьбу скота и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшия.

91.Но только одно занятие Владыка указал для шудры–служение этим варнам со смирением.

Но наряду с четырьмя варнами, существовал, так сказать ещё и «неварновый» слой населения. Людей, которые не входили ни в одну из варн называли «неприкасаемые», называемые также в шастрах чандалами, швапачами, изгоями. Отношения с ними чётко регламентировались в шастрах многочисленными ограничениями, специальными ритуалами «очищения от загрязнения» при общении с ними. Место жительства чандалов и швапачей должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть только собаки и ослы.

Законы Ману - источник сложный, многоуровневый, иногда нелегкий для понимания. К тому же читателю должно быть ясно с самого начала, что перед ним не свод действующего законодательства, а лишь весьма авторитетный, но не единственный сборник поучений в добродетели, составленный только одной из брахманских школ, изучавших ведийские тексты.

При вдумчивом чтении можно разгадает многие загадки, если настроится на Божественный Голос вневременных истин, сокрытых под незамысловатым покровом образной иносказательности. Нужно помнить, вчитываясь в строки многотысячелетней древности, что Бог является в Истине, а Истина - есть Бог.

 

Остались вопросы?

Заполните форму и получите ответ


ОТПРАВИТЬ

Контакты

8 (8362) 96-78-45, +7 (961)-335-98-81


СКЦ, ул.Мира, 91, правое крыло, 3 этаж, к. 32